В Неделю Крестопоклонную Великого поста, в Никольском храме с. Неверкино Неверкинского благочиния состоялось праздничное богослужение с изнесением и поклонением Кресту Господню! Четвёртая седмица Великого поста привлекает наш духовный взор на Искупительную Жертву принесенную Творцом за весь человеческий род! В эти дни мы сугубо трудимся над самым сложно доступным и трудоёмким для человека вопросом — Богопознания! По слову апостола Павла: чем глубже проникает в наше естество понимание нашей немощи, тем больше возникает необходимости в помощи Божией!
Когда христиане начали изображать Крест Христов? У первых христиан такого символа не было?
Упоминание о святости орудия казни Господа Иисуса Христа встречается уже у апостола Павла: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14).
Священномученик Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в начале II века пишет ефесянам: «Вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом».
Первые дошедшие до нас графические изображения креста относятся к концу II – началу III в. – так называемые ставрограммы (изображения креста в виде наложенных друг на друга букв «тау» и «ро») – священный символ, буква в тексте, указывающая на распятие Христово.
Конец II – середина III века – по свидетельству Тертуллиана, христиане изображают крест и налагают на себя крестное знамение, причем это уже сложившаяся практика.
Начало IV века – Крест Константина (монограмма в виде наложенных друг на друга букв «хи» и «ро»), в дальнейшем – с поперечной перекладиной. С этого момента изображение креста становится общеупотребимым.
Поклонение кресту – не язычество ли? Как можно поклоняться неживому предмету?
Тот же Тертуллиан поясняет, что крест изображает Христа: христиане считают его «выразительным знаком Искупителя, несмотря на то, что не имел никаких других украшений, ни головы, ни фигуры». Таким образом, крест – это простейшая икона. Христианское богословие иконы было окончательно сформировано к VII Вселенскому собору, VIII век.
Обращение к Кресту можно сравнить с художественным приемом – олицетворением, когда на неживые предметы переносят качества и действия одушевленных предметов. В данном случае, наоборот, действия Христа переносятся на Его Крест, представляющий собой икону и образ Спасителя и Его искупительного подвига.
Почему «Крест», если использующееся в Евангелии слово «σταυρός» обозначает дословно «столб»?
Действительно, σταυρός переводится как столб, но он мог иметь разные формы и дополнительные элементы. Сам по себе «столб», вертикальная стойка, стоял на месте. Казнить могли и на стойке, к которой привязывали или прибивали осужденных, но часто их заставляли нести орудие своей казни самостоятельно – перекладину, используемую как дополнительную пытку, потому что прибитые руки были постоянно напряжены. Согласно Писанию, Христос нес Свой крест на Голгофу Сам – речь ведется об этой самой перекладине, по-латински patibulum.
Много десятилетий ведется спор о форме креста Господня: имел ли он форму буквы «Т» (то есть «ставрос» увенчивался patibulum-ом) или именно креста? Судя по тому, что над головой Спасителя была прибита дополнительная табличка (см.Мф.27:37) – это был именно крест.
Фрагменты Креста находятся во множестве храмов по всему миру. Какой же он был величины?
Согласно подсчетам ученых, объем стандартного римского креста не превышал 1,8 млн мм3. Объем зафиксированных фрагментов Креста – около 4 млн мм3.
Частицы креста, как правило, представляют собой совсем небольшие щепочки, иногда почти стружки, бережно сохраненные в реликвариях. Самая крупная частица Животворящего Креста, тоже крестообразная, находится в храме Гроба Господня, длина каждой перекладины – меньше 15 см.
Почему третье воскресенье Великого поста называют Крестопоклонным?
Историческая причина: примерно в этот период, в середине Великого поста, в 631 году Крест Господень был возвращен в Иерусалим, откуда за пятнадцать лет до этого был вывезен персами. После победы Византии святыня снова оказалась в Иерусалиме, и празднование этого события было установлено в третье воскресенье Четыредесятницы.
Вторая причина относится скорее к драматургии Великого поста. Мы прошли почти половину пути до Страстей Христовых. Среда после Крестопоклонного воскресенья – уже «преполовение Четыредесятницы», то есть середина. Крест напоминает нам о сути нашего небольшого подвига.