Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы подошли к порогу Великого поста. Мы начинаем идти по дороге,
которая приведет нас к Голгофе, к Распятию; в какой-то день в конце
Поста мы окажемся перед распятым Христом, — распятым ради нас, ради
каждого из нас. Мы начинаем путь, в конце которого Бог сможет простить
нас, сказать: «Иди в мире!». Но чтобы эти случилось, мы должны для
начала простить друг друга.
Простить не означает забыть то, что произошло между нами. Простить
означает взять на себя тяготу другого человека, тяготу его хрупкости,
а порой его зла. Апостол Павел заповедует нам носить тяготы друг друга
(см. Гал 6:2). Эта тягота часто состоит из неспособности каждого из
нас быть достойным своего призвания; из нашей неспособности любить
друг друга, принимать друг друга, служить друг другу, помогать друг
другу на пути, ведущем к Богу. Пусть же каждый из нас взвесит свою
душу, всю свою жизнь, произнесет над собой справедливый и частный суд,
и попросит прощения не только у Бога — это часто кажется нам в
каком-то смысле более легким, чем просить прощения у ближнего.
Попросим прощения у тех, кого мы так или иначе обидели, попросим также
прощения у тех, кому мы не оказали помощь на их пути к Богу. Мы все
хрупки, все нуждаемся в поддержке. Поддерживаем ли мы друг друга? Или
мы выбираем тех, кого готовы поддерживать, потому что они нам
нравятся, потому что поддержка им доставляет нам радость, потому что
на нашу поддержку благодарностью, дружбой они отзываются?
Обратимся к каждому, кто сегодня встанет перед нами лицом к лицу, и
когда нас попросят: «Прости!», поставим самим себе вопрос: за что надо
простить меня? И поклонимся этому человеку, и ответим той же просьбой;
потому что кто из нас был для других светом на пути к Богу, поддержкой
в моменты слабости?
Начнем сейчас наш путь к Голгофе, чтобы, когда мы встанем перед лицом
Христа, мы не оказались подобными тем людям в толпе, которые
надеялись, что Христос сойдет с креста, и можно будет без труда быть
Его учеником. Пусть мы окажемся в этой толпе так, как стояли в ней
Матерь Божия и апостол Иоанн.
И не будем искать оправданий, чтобы не прощать. Я вспоминаю человека,
который говорил мне: «Я готов просить каждого, кто согрешил против
меня, я готов даже любить таких людей; но я ненавижу врагов Божиих». И
я думаю о рассказе из житий святых; там говорится, как священник молил
Бога наказать тех, кто предает Его жизнью, а не на словах. Ему явился
Христос и сказал: «Никогда не молись о том, чтобы кто-либо был наказан
или отвергнут. Если был бы только один грешник в мире, Я был бы готов
снова воплотиться и умереть на кресте за него».
Так ли мы относимся друг к другу? Таково ли наше отношение к миру в
целом, который в своей устремленности к полноте, к исполнению охвачен
трагизмом, злом, страданием? Бог простит его; будем и мы прощать друг
друга. Помните: если мы не прощаем брата своего, не только он отходит
от нас со скорбью в сердце и со слезами, но и мы сами ранены, потому
что если мы не прощаем, мы сами остаемся не исцеленными. Зло, которое
настигло нас руками других людей, пребывает с нами, наносит вред нашей
душе, разрушает нас.
Будем учиться прощать, чтобы другие получили исцеление; но и ради
того, чтобы мы сами были исцелены.
Сейчас помолимся вместе, единодушно, одним сердцем. И когда будем
подходить и поклоняться иконам Христа и Матери Божией, обернемся и
друг к другу с готовностью принять прощение и простить самим, чего бы
это нам ни стоило. Аминь.
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ
Слово на вечерне в Прощеное
воскресенье
21 февраля
1999