В Крещенский сочельник, на приходе села Каменный овраг, настоятелем протоиереем Петром Барцевым, была отслужена Божественная литургия. По окончании которой, был совершен чин Великого освящения воды.
Не откладывать пробуждение
Кому приходится рано вставать, тот знает, как трудно иногда бывает подняться с постели, как неохотно пробуждаются тело и душа, как манит соблазн полежать еще, поспать несколько минут. Иногда некоторые так и поступают, но несколько лишних минут сна могут обернуться опозданием и неприятностями. Если же и удастся, отложив подъем, не проспать, то минуты полусна, отравляемые сознанием необходимости все же рано или поздно подняться, большой радости не доставляют, а скорее превращаются в какое-то самоистязание.
А бывает, поколебавшись несколько мгновений, безжалостно отшвырнешь от себя одеяло, спрыгнешь с постели, презирая холод и лень, и пока одеваешься, еще дают о себе знать сонливость и немощь, но когда, наконец, окатишь лицо пригоршнями холодной воды, разотрешь его полотенцем, удивительная бодрость и радость приходят и в душу, и в тело. И такой неумной и унылой вспоминается недавняя попытка чуть-чуть продлить мнимое удовольствие утреннего сна!
В духовной жизни человека часто происходит нечто очень похожее. Пока он совсем не знает Бога, совершенно чужд вере, он спит. И сон духовный, как и физический, может быть глубоким и сладким – человек всем доволен и спокоен, может быть болезненным и тяжелым – человек не удовлетворен ни собой, ни жизнью, но в любом случае – это сон, то есть жизнь неполная. И вот наступает пробуждение, приходит понимание истинного смысла жизни, вера в Бога, вера во все то, о чем мы уже говорили в праздник Рождества Христова. Но одно дело проснуться, а другое – подняться с постели.
Вода для новой жизни
«Встань и иди», – сказал Господь расслабленному (Лк. 5:24). «Встань и иди», – говорит Он каждому пробудившемуся, говорит нам с вами. Но мы часто ведем себя так же, как тот проснувшийся, но откладывающий подъем с минуты на минуту.
Именно так год за годом терзал себя блаженный Августин, веруя и не решаясь приступить к водам крещения, потому что это значило оставить те «наслаждения», к которым он так привязался, живя без Бога. И хотя понимал всю суетность и даже мучительность этих «ядовитых сластей», но не чувствовал сил оторваться от них. А когда все же окрестился, то пережил необыкновенное обновление и вдохновение, наполнившее и его дальнейшую жизнь, и его прекрасные книги, до сегодняшнего дня питающие христиан.
Воды крещения – воды пробуждения и восстановления для новой жизни. И, как при умывании утром, вода не только очищает от грязи, но и дает бодрость и силу, так и в крещении – человек омывается от грехов всей прежней жизни и обретает силы для жизни иной, полной любви, света и радости.
Конечно, такое сравнение – лишь аллегория, и действие в том и другом случае несоизмеримо. Однако пусть это сравнение сегодня послужит для нас напоминанием о том, что не ритуал какой-то и не магическое действо происходит, когда Церковь совершает над нами крещение, а величайшее Таинство, пробуждающее, возрождающее к жизни новой, воскрешающее к Жизни Вечной. И установлено было это Таинство в день, который вот-вот будет праздноваться Церковью.
Крещены – значит рождены от Духа
В этот день мы будем вспоминать, как величайший из пророков, Иоанн Креститель, призвал народ готовиться к встрече Мессии и очистить совесть от греховной скверны, исповедав пред людьми и Богом свои согрешения, а затем, погрузившись в воды Иордана, обрести душевную чистоту по слову пророка Исаии: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки» (Ис. 35:5-6), «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды…» (Ис. 1:16-17).
Это было крещение покаяния, это был шаг навстречу Богу, но еще не встреча. И вот когда в эти же воды вошел Сам Спаситель, тогда Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и Отец с Небес засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Исполненная благодатью вода стала «баней пакибытия» (нового бытия), непременным условием нового рождения, о котором Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).
Если мы с вами крещены, значит, рождены от Духа для жизни духовной. И если забыли об этом, то теперь самое время вспомнить. И пусть день крещения станет для нас праздником очищения, пробуждения и возобновления пути в Жизнь. «Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:18). Аминь.