25 сентября, в день памяти перенесения св. мощей праведного Симеона Верхотурского чудотворца, в храме Святителя Николая с.Старая Андреевка Неверкинского благочиния была совершена Божественная литургия. Этот день является для прихода особенным, так как в церкви находится икона с частицей мошей св.прав.Симеона Верхотурского. После службы все прихожане были помазаны елеем, освященным на мощах святого.
Житие святого Симеона Верхотурского
«Болий в вас да будет яко мний: и старей, яко слушай» (Лук. XXII:26) — вот основное правило, которым всегда руководились святые люди, проходя свое житейское поприще. Смирение было всегда одною из их главных добродетелей. Многие из святых мужей были знатны, имели власть, богатство, но все это покидали для Христа и делались людьми простыми, смиренными, считавшими себя ниже всех и готовыми услужить всякому, кому только была нужна их услуга. К числу таких смиренномудрых праведников должно отнести и праведнаго Симеона Верхотурскаго, жившаго в начале XVII столетия.
Праведный Симеон родился около 1607 года от знатных родителей, принадлежавших к почетному званию дворян. Но для того, чтобы удобнее было заниматься подвигами благочестия, он скрыл свое звание и проводил жизнь бедняка. Он выучился портняжному ремеслу и шил платье для крестьян, переходя из дома в дом, из деревни в деревню. Он любил шить одежду преимущественно для бедных людей. Чтобы избежать платы и даже какаго либо благодарнаго слова за свои труды, Симеон, обыкновенно, по окончании в каком либо доме работы, вставал рано поутру, когда еще в доме все спали, и уходил в другое место, не получив никакого вознаграждения за труды. Праведник считал вполне достаточным для себя, если получал за труды пищу и кров.
Самым любимым местопребыванием праведнаго Симеона был погост Меркуши, находившийся верстах в 50 от Верхотурья, где была пристань судов, плававших по реке Туре. Тут он, в тиши уединения, любил наслаждаться природою и прославлять ея Творца. В свободное от работы время, праведный Симеон любил заниматься уженьем рыбы. Он брал уду, садился на берег Туры и ловил в ней рыбу: но ловил ее в таком количестве, какое ему было потребно для дневнаго пропитания. До сих пор сохранилась еще та ель на берегу реки Туры, под которою сиживал праведник, занимаясь рыбною ловлею.
Между инородцами, населявшими Верхотурский край, христианская вера в то время только еще начинала распространяться. Новообращенные христиане еще не окрепли в правилах веры и нравственности христианской. Много еще оставалось в них языческаго. Святой Симеон, нередко, к свободное от занятий время, вступал в беседы с инородцами, в которых поучал их как должно вести себя христианину, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. Беседы Симеона, проникнутыя задушевностию, с охотою были слушаемы инородцами и приносили хорошие плоды, искореняя предрассудки и суеверия и научая истинному богопочитанию.
Церковь Божию праведный Симеон любил всею душею и часто посещал меркушевский храм. Его усердная, исполненная благоговения молитва служила образцом для подражания и другим посетителям храма.
Праведный Симеон скончался будучи еще в молодых летах. Страдая болью живота, он умер на тридцать пятом году своей жизни — в 1642 году и был погребен при церкви святаго архангела Михаила.
За праведную и благочестивую жизнь Бог прославил мощи праведнаго Симеона нетлением и чудотворениями. Чудеса, исходившия от мощей угодника Божия, заставляли не раз тобольских архипастырей вскрывать гроб почившаго и убеждаться в нетлении его тела. Наконец, в 1704 году, митрополит Филофей приказал торжественно перенести мощи праведнаго Симеона из церкви Михаила архангела в Верхотурский Николаевский монастырь. С этих пор положено праздновать память святаго Симеона двенадцатаго сентября.
Чудеса истекавшия от нетленных мощей праведнаго Симеона имели ту особенность, что, принося здравие телесное больным, они в то же время врачевали и душевные недуги. Многие, исцелившиеся помощию святаго Симеона от телесных недугов, получали от него нравственные назидания и из порочных, нечестивых людей делались благочестивыми, добронравными.
При митрополите Игнатие, в Верхотурском уезде проживал некто Иаков. Этот Иаков впал в тяжкую болезнь и находился на смертном одре. Родные отчаялись в его выздоровлении. Вдруг, однажды, во время сна, явился ему какой-то человек в белой одежде и сказал: иди к гробу праведного Симеона, молись там и получишь исцеление от своего недуга. Объяви Верхотурскому дьячку, чтобы он воздержался от пьянства, содержал пост и исдоведывал бы свои грехи пред духовным отцем. Пробудившись от сна, Иаков почувствовал некоторое облегчение в своей болезни. Не теряя времени, он собрался в путь — к мощам праведнаго Симеона и скоро благополучно достиг гроба святаго мужа. В Меркушах, у гроба праведника, Иаков начал пламенно молиться Богу и просить Его угодника, Симеона, быть ходатаем за него пред всемогущим Творцем вселенной. Молитва Иакова бесплодною не осталась: он вскоре выздоровел совершенно и возблагодарил Бога и Его угодника — Симеона.
В соборной Верхотурской церкви священником был Павел Праведников. Этот иерей проводил нетрезвую жизнь и был повинен и в других грехах. Ему явился Симеон и начал его укорять за нетрезвую жизнь. В сильный испуг пришел Павел и начал просить у праведника помилования и облегчения своей болезни, обещаясь более не пить вина.
— Кто будет за тебя порукою? — возразил Симеон.
— Крест! — ответил иерей, указывая на распятие.
Иерей получил исцеление от своей болезни и твердо исполнял свое обещание до последних дней своей жизни.
В 1711 году праведный Симеон явился некоему старцу Иакову и с грозным видом начал говорить ему, что народ творит много нечестивых дел, что простолюдины употребляют много бранных слов и что если они не оставят своих пороков, то Бог накажет их голодом и мором. Вид праведника и слова его были столь грозны, что старец Иаков пришел в ужас и впал в безчувственное состояние. Придя в себя, он отправился к архимандриту и объявил ему, что праведный Симеон, явясь ему, приказал, чтобы он, архимандрит, и воевода, внушали народу воздерживаться от нечестивых дел и бранных слов, иначе постигнет казнь Божия — голод и мор.
В 1749 году, между обителями Невьянскаго завода, перенолненнаго раскольниками, находился некто Василий Масленников, с детства своего принадлежавший к расколу. Этот Масленников три года находился в параличе. Рука его была сведена к шее, язык не действовал, рот искривлен… Никакия пособия врачей не помогали ему. Однажды, во сне, он увидал человека в белой одежде и русыми волосами. Этот человек был очень похож на праведнаго Симеона, каковым он был написан на гробовой доске.
— Ты хочешь быть здоровым? — спросил Василия явившийся.
— Хочу! — отвечал Василий и спросил о имени явившагося.
— Я Симеон Меркушинский, — отвечал неизвестный. — Иди в Верхотурье, в обитель святаго Николая, помолись там с усердием, отслужи молебен над моими мощами и будешь здоров; да крестное знамение изображай на себе, во образ Святыя Троицы, тремя первыми перстами. Слушай же, иначе будет хуже.
После явления праведника Масленников почувствовал облегчение в Своей болезни. Он явился в Невьянскую контору и разсказал там о случившемся с ним. Потом он отправился в Верхотурье, поклонился там мощам праведнаго Симеона и сделался совершенно здоровым.
В Верхотурской обители хранится много вещей, свидетельствующих о различных чудесных исцелениях, происходивших от мощей угодника Божия — Симеона. Так, там находится серебряная дощечка с следующею надписью: «за чудесное избавление от тяжкой болезни молитвами святаго праведнаго Симеона, посвящается коллежским советником Иваном Лихаревым, 1793 года». Кроме сего, в обители имеется серебряный крест, на котором находится следующая надпись: «праведнаго Симеона чудотворца Верхотурскаго молитвами исцелевшей, болевшей изломом ног, 1822 года».
-
Слова, сказанныя праведным Симеоном Василию Масленникову «да крестное знамение изображай на себе, во образ святыя Троицы, тремя первыми перстами» — побуждают нас сказать несколько слов о расколе вообще.
Мы знаем, что в России живут не одни русские, а множество и других народов. У иных из этих народов вера христианская, а у других — языческая, нехристианская. У коренных русских, у всех, вера христианская, которая в России почитается главною. Сначала мы, русские, были язычниками, но нас крестил, как известно, князь Владимир, после котораго язычников из русских становилось все меньше и меньше, и наконец дошло до того, что не осталось ни одного русскаго, который-бы не веровал во Христа. Наша вера, принятая от греков, считается православною, тогда как у других европейских народов христианская вера — неправославная, потому что те народы прибавили к ней многое такое, чему И. Христос и апостолы не учили и что они (народы) придумали сами. У нас же вера Христова не испорчена подобными прибавками, а до сих пор сохраняется такою, какою дал ее И. Христос и апостолы Его. Впрочем, и между русскими, преимущественно темными, непросвещенными людьми, есть неправославные, которые, по своей умственной темноте, изменили православную веру и которых мы обыкновенно называем раскольниками. Чтобы понять как невежественны раскольники, стоит только узнать как они появились. Возник раскол вот из-за чего. Книги церковныя у нас прежде не печатались, а переписывались особыми переписчиками. Книгопечатание в России появилось только еще с 1553 года, когда была основана в Москве, на Никольской улице, первая русская типография. Переписчики эти были по большей части люди невежественные. Они, по недоглядке или же по своему невежеству, иное в церковных книгах пропускали, а иное переиначивали так, что выходил иной смысл, или же терялся всякий смысл. Ошибки эти усилились до того, что явились даже в чтении Символа веры. Так, вместо «И в Духа Святаго Господа», писали: «и в Духа Святаго Истиннаго»; вместо — «чаю воскресения мертвых», писали: «чаем воскресения»; вместо -«жизни будущаго века», писали — «жизни будущая века»…. Настояла потребность исправить книги; духовенство наше решило приступить к этому исправлению в XVI веке. Отыскан был сведующий в этом деле человек, который с Божией помощию и принялся за исправление. Человек этот был — Максим Грек, муж весьма образованный, основательно знавший многие языки. Максим с усердием принялся за исправление и вскоре просмотрел и исправил триодь, часослов, праздничную минею, апостол и друг. книги. Но приверженцы старины, не понимая важности ошибок в богослужебных книгах и будучи привязаны к одной только букве, возстали против исправителя церковных книг и начали изыскивать средства погубить его. По их проискам, Максим предан был суду за повреждение церковных книг и в 1525 году осужден был как еретик и сослан в заключение в Волоколамский монастырь, где запрещено ему было ходить в церковь и даже приобщаться Святых Таин. Тридцать лет страдал невинно Максим и только за пять лет до конца жизни участь его была облегчена. Но, не смотря на неудачу перваго справщика церковных книг, русские благомыслящие и просвещенные люди искренно сознавали необходимость исправления. На Стоглавом соборе, бывшем в 1551 году, определено было, чтобы протопопы и благочинные старались всеми мерами исправлять церковныя книги по хорошим спискам и отнюдь не допускали в употребление книг не пересмотренных.
Вместе с порчею богослужебных книг в XV и XVI столетиях явились в России некоторые новые, произвольные церковные обряды. Таковы: хождение но солнцу, пение аллилуйя дважды, двуперстное сложение креста и друг. Эти новые обряды, вместе с старыми церковными книгами, переполненными грубых ошибок, при крайнем упадки образования в нашем обществе, послужили поводом к тому расколу, или отделению от Православной церкви, какое существует и до ныне.
Попытки к исправлению богослужебных книг были при патриархах — Филарете и Иосифе. При Филарете исправление книг поручено было архимандриту Сергиевской лавры — Арсению, Дионисию и др., людям образованным, знавшим основательно греческий язык. Но злонамеренные люди обвинили их в ереси и достигли того, что на исправителей книг воздвигнуты были гонения.
При Иосифе исправление книг поручено было людям малосведующим и упорным в мнениях невежества — протопопам Аввакуму и Ивану Неронову, попам: — Лазарю, Никите и друг. Пользуясь доверием Иосифа, эти справщики распоряжались исправлением и печатанием церковных книг как хотели и внесли в них неправильныя мнения о двуперстном сложении креста, о сугубой аллилуии и друг. От этаго церковныя книги еще более испортились.
Патриарх Никон, вполне сознавая важность ошибок в богослужебных книгах и нововведений в обрядах Русской церкви, принял самое деятельное участие в исправлении их и приведении в первобытный, неиспорченный вид. Испросив прежде всего на это согласие у собора русских епископов и восточных патриархов, он, в 1654 году, отправил на восток инока Арсения Суханова для собрания древних греческих и славянских рукописей. Арсений поручение это исполнил с успехом. Он собрал множество рукописей, из коих многия принадлежали к глубокой древности. После сего, с согласия собора, приступлено было к исправлению книг и обрядов. Дело шло быстро и успешно. Новыя, исправленныя книги повсюду вводились в употребление, а старыя сжигались. Представители раскола открыто возстали против Никона. Патриарх сначала старался вразумить раскольников мерами кротости, но когда это не возымело успеха, то он прибегнул к мерам строгости. Павла, — епископа Коломенскаго, он лишил сана и сослал в монастырь, Аввакула с семейством сослал в Сибирь; начальника типографии — князя Львова — сослал в соловецкий монастырь. Но когда в положении Никона произошла печальная перемена, раскольники опять подняли головы и стали не только на словах, но и письменно защищать свои мнения и доказывать, что вновь исправленныя книги — еретическия и что церковь уже не есть более истинная церковь. В 1665 году последовало открытое отделение раскола от православной церкви.
Сущность учения раскольников заключалась в следующем: а., богослужение должно совершать по старым, дониконовским книгам, ибо в новых книгах вера испорченная, еретическая; б., молиться должно только старым иконам; в., слово Иисус должно писать — Исус; г., в 8 члене Символа веры о Духе Святом должно прибавлять слово — истиннаго; д., почитать должно только восьмиконечный крест; е., во время крещения и венчания должно ходить посолонь; ж., крестное знамение должно совершать двумя перстами — указательным и средним; з., аллилуия должноо петь только дважды; и., литургию должно совершить на семи, а не на пяти просфорах; и., бороды и усов не брить, табаку не курить.
В январе 1666 года в Москве открыт был собор, на котором напечатанныя при Никоне книги признаны были правильными, а мнения раскольников были осуждены. В 1667 году снова состоялся собор, на котором решения собора 1666 года Были подтверждены, а протопоп Аввакум и Никита пустосвят — разстрижены и отлучены от церкви.
Раскольники не подчинились соборным определениям и упорно продолжали отстаивать свои суеверия. Они в некоторых местах произвели даже возмущения, напр., в Соловецком монастыре (1666—1676 гг.) и Москве. В Москве, раскольники, пользуясь малолетством Петра и болезнию Иоанна, хотели захватить в свои руки верховную власть. Здесь они густою толпою вошли в Кремль, разставили на площади свои аналои, положили на них Крест, Евангелие и старыя иконы, зажгли перед ними свечи и послали к патриарху сказать, что стрельцы всех полков требуют спора о вере на Лобном месте. Патриарх Иоаким сказал, что он готов вступить в прения о вере, но только не на лобном месте, а на соборе. Вскоре в грановитой палате открыт был собор, на котором, кроме патриарха, было 8 митрополитов, несколько епископов и множество архимандритов и игуменов. Патриарх представил раскольникам очевидныя доказательства их заблуждения, но они им не вняли и отвечали криками, шумом. Особенно выделялся Никита Пустосвят. Он кричал: «Аз един искуснее в божественных писаниях, нежели все архиереи»! В довершение всего, Никита бросился на холмогорскаго епископа Афанасия и начал бить его. Выходя из палаты, раскольники громко кричали: «по-бедихом, победихом!» Затем раскольники, с своими аналоями, остановились на лобном месте и, подняв вверх руки, кричали: «победихом! Тако слагайте персты!… Мы всех архиереев препрехом и посрамихом!… Тако творите!…» На другой день мятежники были наказаны.
Отделившись от церкви, раскольники вскоре раздробились на многие толки, из которых главнейшими были — поповщина и без-поповщина. Поповцы признавали необходимым иметь священников и принимали к себя беглых православных иереев, отрекшихся от православной церкви. Безпоповцы утверждали, что на земле настало царство антихриста, что православное священство погибло и благодать хиротонии переселилась на небо. Они не имели у себя священников, а богослужения и некоторыя из таинств у них совершали старцы из мирян. Основатель безпоповцев — чернец Капитон1. Как поповцы, так и безпоповцы впоследствии разделились на множество частных толков.
Вот перечень некоторых из них. Поповцы разделились на следующия секты: аввакумовцы, учившие, что «святая Троица разсекается на три равныя естества и источник, божества течет тремя ручьями; что Христос соцарствует св. Троице, но есть особенный Бог; что душа человеческая есть что-то телесное, плотовидное.» Они одобряют самосожигательство. Досифеевцы, утверждавшие что Бог одно лице и что для спасения достаточно исповедаться однажды в жизни. — Ветковцы, отличавшиеся большим благоразумием. Они отвергали самосожигательство, принимали иконы писанныя не их единомышленниками, сообщались с православными в пище и питии. Переходивших к ним православных ветковцы то мазали миром, то перекрещивали. — Диаконовцы отвергали незаконное миро, сваренное ветковским Феодосием; каждение диаконовцы совершали в два взмаха — раз прямо и другой — поперег, вследствие чего диаконовцев называют еще новокадильниками. — Перемазанцы появились в 1777 г. на Рогожском кладбище. Они утверждали, что переходящих в раскол православных священников должно «поновлять» и для того помазывать миром. Миро они сварили из благовонных мастей и трав в самоваре, при чем беглый священник Василий читал архиерейския молитвы, а мещанин Федор Михайлов в стихаре мешал вариво. — Чернобыльцы получили свое название от местечка Чернобыль, в Польше, откуда произошел толк. Основатель этаго толка крестьянин Иларион Петров. Чернобыльцы утверждали, что не должно давать присяги, ибо она запрещена писанием — «не клятися всяко…. буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни;» не должно поступать в военную службу, ибо там должно брить бороду; не должно иметь паспортов, так как на них печать антихриста; нужно верить, что скоро будет конец мира и проч. — Сусловцы — не признавали правильными священников, посвященных малороссийскими архиереями. Основатель этой секты купец Федор Суслов.
У безпоповцев образовались следующие толки: Поморцы (Даниловцы) утверждают, что антихрист уже пришел на землю и мысленно царствует в русской церкви со времен Никона и истребил в ней таинства и священство; с православными не должно ни пить, ни есть; на кресте не должно писать «I. Н. Ц. I.» а должно изображать: «Царь славы, I. Христос, Сын Божий и проч.» Основателем этой секты был беглый дьячок Даниил Викулов. — Федосеевцы отличались сильною ненавистью к православным; они утверждали, что пищу, покупаемую на рынках, как нечистую, должно очищать молитвою, поклонами; брачную жизнь они считали осквернением, утверждали что не должно молиться за царя и поклоняться нестарым иконам. Основатель этой секты — беглый дьячок Феодосий. — Спасовое согласие (Нетовщина). Приверженцы этой секты отвергали брак и евхаристию и запрещали перекрещивать обращавшихся к ним. «Нетовщиною» это общество названо потому, что оно утверждало, что уже нет на земле святыни, а «Спасовым согласием» — потому, что вследствие оскудения святыни на земле остается только прибегать к Спасу — пусть Он спасает как знает. Основатель этой секты — безграмотный мужик Косма. — Стефановщина основана диаконом Стефаном, отвергавшим таинство брака и учившим, что рожденных детей должно бросать в лес на съедение птицам и зверям. — Христовщина названа так потому, что один мужик из этой секты выдает себя за Христа и принимает поклонение, а другие 12 изображают из себя апостолов. — Перекрещенцы — считали необходимым всякаго вступающаго в их общество перекрещивать. Самокрещенцы крестили себя сами в реке, или дождевой воде. Основатель этой секты мужик Роман. Один старик из этой секты, Павел, сделал из прутьев корзинку, обмазал ее глиною и смолою и, накопив дождевой воды, искупался в ней. Он утверждал, что это крещение самое настоящее и хотел доказать это чудом, согласившись выпить яду. Ему дали водки и он свалился с ног (Очер. Ист. Р. Ц. Лаврова Стр. 283). Филиповцы — последователи Новгородскаго стрельца Филиппа, утверждавшего, что за царя молиться не должно, не должно поклоняться чужим иконам, что самосожжение и голодная смерть есть мученичество за веру. Филипп сжег как себя, так многих и из своих последователей. — Пастухово согласие запрещало ходить своим последователям по каменным мостовым, как изобретенным во времена антихриста, брать в руки деньги и паспорта, как отмеченные печатью антихриста. — Бегуны (сапелочники) утверждали, что антихрист уже видимо царствует на земле и печатию его служить повиновение законным властям, вследствие этаго они запрещали повиноваться законам и властям. Они бегали с места на место по пустыням, лесам, селам и городам, от чего и получили название «бегунов». Бегуны смотрят на других раскольников как на еретиков, ибо они повинуются властям. Основатель «бегунов» бродяга крестьянин Евфимий. Брак бегуны считают прелюбодеянием. Одни из бегунов, следуя словам писания «се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни» — скитаются по пустыням; другие же основываясь на Евангельском изречении: «аще гонят вы во граде сем, бегайте в другой» — ходят по городам и селам. — Разиновщинцы, собираясь в великий четверг в церковь стоять там разиня рот в ожидании, что их невидимо причастят сами ангелы. Основатель этой секты мужик Онисим. Подрешетники причащаются изюмом, который выносит в решете из подполья одна из девиц. Раздавая изюм, девица произносит: «всех вас да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, ныне и присно и во веки веков». — Потемщинцы утверждают, что молиться должно только в потьмах.
Вот до каких несообразностей дошли темные раскольники, руководимые слепыми, или злонамеренными пастырями. Не смеяться надо над этим темным стадом, но жалеть его. Нам просвещенным людям, надо стараться подать им искреннюю, добросердечную, христиански братскую помощь. Ведь это братья наши! Дети одного великаго русскаго государства! Как правительство, так и духовенство всеми силами старалось и старается вразумить раскольников и старания эти, как видно, не остались безуспешными. Многия десятки тысяч возвращены снова в лоно православной церкви. Раскол слабеет. Лучшие его представители сознают, его несостоятельность и мало-по-малу отрешаются его. Открытыя во многих местах собеседования с раскольниками приносят много пользы. На этих собеседованиях старообрядцы во очию убеждаются в неправоте своих мнений. Если кто раскол поддерживает, так это те люди, которые находят выгоду в этом. Будем молить Бога, чтобы все сыны русскаго государства были также и сынами православной, кафолической, греко-российской церкви.
Праведный Симеон родился около 1607 года от знатных родителей, принадлежавших к почетному званию дворян. Но для того, чтобы удобнее было заниматься подвигами благочестия, он скрыл свое звание и проводил жизнь бедняка. Он выучился портняжному ремеслу и шил платье для крестьян, переходя из дома в дом, из деревни в деревню. Он любил шить одежду преимущественно для бедных людей. Чтобы избежать платы и даже какаго либо благодарнаго слова за свои труды, Симеон, обыкновенно, по окончании в каком либо доме работы, вставал рано поутру, когда еще в доме все спали, и уходил в другое место, не получив никакого вознаграждения за труды. Праведник считал вполне достаточным для себя, если получал за труды пищу и кров.
Самым любимым местопребыванием праведнаго Симеона был погост Меркуши, находившийся верстах в 50 от Верхотурья, где была пристань судов, плававших по реке Туре. Тут он, в тиши уединения, любил наслаждаться природою и прославлять ея Творца. В свободное от работы время, праведный Симеон любил заниматься уженьем рыбы. Он брал уду, садился на берег Туры и ловил в ней рыбу: но ловил ее в таком количестве, какое ему было потребно для дневнаго пропитания. До сих пор сохранилась еще та ель на берегу реки Туры, под которою сиживал праведник, занимаясь рыбною ловлею.
Между инородцами, населявшими Верхотурский край, христианская вера в то время только еще начинала распространяться. Новообращенные христиане еще не окрепли в правилах веры и нравственности христианской. Много еще оставалось в них языческаго. Святой Симеон, нередко, к свободное от занятий время, вступал в беседы с инородцами, в которых поучал их как должно вести себя христианину, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. Беседы Симеона, проникнутыя задушевностию, с охотою были слушаемы инородцами и приносили хорошие плоды, искореняя предрассудки и суеверия и научая истинному богопочитанию.
Церковь Божию праведный Симеон любил всею душею и часто посещал меркушевский храм. Его усердная, исполненная благоговения молитва служила образцом для подражания и другим посетителям храма.
Праведный Симеон скончался будучи еще в молодых летах. Страдая болью живота, он умер на тридцать пятом году своей жизни — в 1642 году и был погребен при церкви святаго архангела Михаила.
За праведную и благочестивую жизнь Бог прославил мощи праведнаго Симеона нетлением и чудотворениями. Чудеса, исходившия от мощей угодника Божия, заставляли не раз тобольских архипастырей вскрывать гроб почившаго и убеждаться в нетлении его тела. Наконец, в 1704 году, митрополит Филофей приказал торжественно перенести мощи праведнаго Симеона из церкви Михаила архангела в Верхотурский Николаевский монастырь. С этих пор положено праздновать память святаго Симеона двенадцатаго сентября.
Чудеса истекавшия от нетленных мощей праведнаго Симеона имели ту особенность, что, принося здравие телесное больным, они в то же время врачевали и душевные недуги. Многие, исцелившиеся помощию святаго Симеона от телесных недугов, получали от него нравственные назидания и из порочных, нечестивых людей делались благочестивыми, добронравными.
При митрополите Игнатие, в Верхотурском уезде проживал некто Иаков. Этот Иаков впал в тяжкую болезнь и находился на смертном одре. Родные отчаялись в его выздоровлении. Вдруг, однажды, во время сна, явился ему какой-то человек в белой одежде и сказал: иди к гробу праведного Симеона, молись там и получишь исцеление от своего недуга. Объяви Верхотурскому дьячку, чтобы он воздержался от пьянства, содержал пост и исдоведывал бы свои грехи пред духовным отцем. Пробудившись от сна, Иаков почувствовал некоторое облегчение в своей болезни. Не теряя времени, он собрался в путь — к мощам праведнаго Симеона и скоро благополучно достиг гроба святаго мужа. В Меркушах, у гроба праведника, Иаков начал пламенно молиться Богу и просить Его угодника, Симеона, быть ходатаем за него пред всемогущим Творцем вселенной. Молитва Иакова бесплодною не осталась: он вскоре выздоровел совершенно и возблагодарил Бога и Его угодника — Симеона.
В соборной Верхотурской церкви священником был Павел Праведников. Этот иерей проводил нетрезвую жизнь и был повинен и в других грехах. Ему явился Симеон и начал его укорять за нетрезвую жизнь. В сильный испуг пришел Павел и начал просить у праведника помилования и облегчения своей болезни, обещаясь более не пить вина.
— Кто будет за тебя порукою? — возразил Симеон.
— Крест! — ответил иерей, указывая на распятие.
Иерей получил исцеление от своей болезни и твердо исполнял свое обещание до последних дней своей жизни.
В 1711 году праведный Симеон явился некоему старцу Иакову и с грозным видом начал говорить ему, что народ творит много нечестивых дел, что простолюдины употребляют много бранных слов и что если они не оставят своих пороков, то Бог накажет их голодом и мором. Вид праведника и слова его были столь грозны, что старец Иаков пришел в ужас и впал в безчувственное состояние. Придя в себя, он отправился к архимандриту и объявил ему, что праведный Симеон, явясь ему, приказал, чтобы он, архимандрит, и воевода, внушали народу воздерживаться от нечестивых дел и бранных слов, иначе постигнет казнь Божия — голод и мор.
В 1749 году, между обителями Невьянскаго завода, перенолненнаго раскольниками, находился некто Василий Масленников, с детства своего принадлежавший к расколу. Этот Масленников три года находился в параличе. Рука его была сведена к шее, язык не действовал, рот искривлен… Никакия пособия врачей не помогали ему. Однажды, во сне, он увидал человека в белой одежде и русыми волосами. Этот человек был очень похож на праведнаго Симеона, каковым он был написан на гробовой доске.
— Ты хочешь быть здоровым? — спросил Василия явившийся.
— Хочу! — отвечал Василий и спросил о имени явившагося.
— Я Симеон Меркушинский, — отвечал неизвестный. — Иди в Верхотурье, в обитель святаго Николая, помолись там с усердием, отслужи молебен над моими мощами и будешь здоров; да крестное знамение изображай на себе, во образ Святыя Троицы, тремя первыми перстами. Слушай же, иначе будет хуже.
После явления праведника Масленников почувствовал облегчение в Своей болезни. Он явился в Невьянскую контору и разсказал там о случившемся с ним. Потом он отправился в Верхотурье, поклонился там мощам праведнаго Симеона и сделался совершенно здоровым.
В Верхотурской обители хранится много вещей, свидетельствующих о различных чудесных исцелениях, происходивших от мощей угодника Божия — Симеона. Так, там находится серебряная дощечка с следующею надписью: «за чудесное избавление от тяжкой болезни молитвами святаго праведнаго Симеона, посвящается коллежским советником Иваном Лихаревым, 1793 года». Кроме сего, в обители имеется серебряный крест, на котором находится следующая надпись: «праведнаго Симеона чудотворца Верхотурскаго молитвами исцелевшей, болевшей изломом ног, 1822 года».
-
Слова, сказанныя праведным Симеоном Василию Масленникову «да крестное знамение изображай на себе, во образ святыя Троицы, тремя первыми перстами» — побуждают нас сказать несколько слов о расколе вообще.
Мы знаем, что в России живут не одни русские, а множество и других народов. У иных из этих народов вера христианская, а у других — языческая, нехристианская. У коренных русских, у всех, вера христианская, которая в России почитается главною. Сначала мы, русские, были язычниками, но нас крестил, как известно, князь Владимир, после котораго язычников из русских становилось все меньше и меньше, и наконец дошло до того, что не осталось ни одного русскаго, который-бы не веровал во Христа. Наша вера, принятая от греков, считается православною, тогда как у других европейских народов христианская вера — неправославная, потому что те народы прибавили к ней многое такое, чему И. Христос и апостолы не учили и что они (народы) придумали сами. У нас же вера Христова не испорчена подобными прибавками, а до сих пор сохраняется такою, какою дал ее И. Христос и апостолы Его. Впрочем, и между русскими, преимущественно темными, непросвещенными людьми, есть неправославные, которые, по своей умственной темноте, изменили православную веру и которых мы обыкновенно называем раскольниками. Чтобы понять как невежественны раскольники, стоит только узнать как они появились. Возник раскол вот из-за чего. Книги церковныя у нас прежде не печатались, а переписывались особыми переписчиками. Книгопечатание в России появилось только еще с 1553 года, когда была основана в Москве, на Никольской улице, первая русская типография. Переписчики эти были по большей части люди невежественные. Они, по недоглядке или же по своему невежеству, иное в церковных книгах пропускали, а иное переиначивали так, что выходил иной смысл, или же терялся всякий смысл. Ошибки эти усилились до того, что явились даже в чтении Символа веры. Так, вместо «И в Духа Святаго Господа», писали: «и в Духа Святаго Истиннаго»; вместо — «чаю воскресения мертвых», писали: «чаем воскресения»; вместо -«жизни будущаго века», писали — «жизни будущая века»…. Настояла потребность исправить книги; духовенство наше решило приступить к этому исправлению в XVI веке. Отыскан был сведующий в этом деле человек, который с Божией помощию и принялся за исправление. Человек этот был — Максим Грек, муж весьма образованный, основательно знавший многие языки. Максим с усердием принялся за исправление и вскоре просмотрел и исправил триодь, часослов, праздничную минею, апостол и друг. книги. Но приверженцы старины, не понимая важности ошибок в богослужебных книгах и будучи привязаны к одной только букве, возстали против исправителя церковных книг и начали изыскивать средства погубить его. По их проискам, Максим предан был суду за повреждение церковных книг и в 1525 году осужден был как еретик и сослан в заключение в Волоколамский монастырь, где запрещено ему было ходить в церковь и даже приобщаться Святых Таин. Тридцать лет страдал невинно Максим и только за пять лет до конца жизни участь его была облегчена. Но, не смотря на неудачу перваго справщика церковных книг, русские благомыслящие и просвещенные люди искренно сознавали необходимость исправления. На Стоглавом соборе, бывшем в 1551 году, определено было, чтобы протопопы и благочинные старались всеми мерами исправлять церковныя книги по хорошим спискам и отнюдь не допускали в употребление книг не пересмотренных.
Вместе с порчею богослужебных книг в XV и XVI столетиях явились в России некоторые новые, произвольные церковные обряды. Таковы: хождение но солнцу, пение аллилуйя дважды, двуперстное сложение креста и друг. Эти новые обряды, вместе с старыми церковными книгами, переполненными грубых ошибок, при крайнем упадки образования в нашем обществе, послужили поводом к тому расколу, или отделению от Православной церкви, какое существует и до ныне.
Попытки к исправлению богослужебных книг были при патриархах — Филарете и Иосифе. При Филарете исправление книг поручено было архимандриту Сергиевской лавры — Арсению, Дионисию и др., людям образованным, знавшим основательно греческий язык. Но злонамеренные люди обвинили их в ереси и достигли того, что на исправителей книг воздвигнуты были гонения.
При Иосифе исправление книг поручено было людям малосведующим и упорным в мнениях невежества — протопопам Аввакуму и Ивану Неронову, попам: — Лазарю, Никите и друг. Пользуясь доверием Иосифа, эти справщики распоряжались исправлением и печатанием церковных книг как хотели и внесли в них неправильныя мнения о двуперстном сложении креста, о сугубой аллилуии и друг. От этаго церковныя книги еще более испортились.
Патриарх Никон, вполне сознавая важность ошибок в богослужебных книгах и нововведений в обрядах Русской церкви, принял самое деятельное участие в исправлении их и приведении в первобытный, неиспорченный вид. Испросив прежде всего на это согласие у собора русских епископов и восточных патриархов, он, в 1654 году, отправил на восток инока Арсения Суханова для собрания древних греческих и славянских рукописей. Арсений поручение это исполнил с успехом. Он собрал множество рукописей, из коих многия принадлежали к глубокой древности. После сего, с согласия собора, приступлено было к исправлению книг и обрядов. Дело шло быстро и успешно. Новыя, исправленныя книги повсюду вводились в употребление, а старыя сжигались. Представители раскола открыто возстали против Никона. Патриарх сначала старался вразумить раскольников мерами кротости, но когда это не возымело успеха, то он прибегнул к мерам строгости. Павла, — епископа Коломенскаго, он лишил сана и сослал в монастырь, Аввакула с семейством сослал в Сибирь; начальника типографии — князя Львова — сослал в соловецкий монастырь. Но когда в положении Никона произошла печальная перемена, раскольники опять подняли головы и стали не только на словах, но и письменно защищать свои мнения и доказывать, что вновь исправленныя книги — еретическия и что церковь уже не есть более истинная церковь. В 1665 году последовало открытое отделение раскола от православной церкви.
Сущность учения раскольников заключалась в следующем: а., богослужение должно совершать по старым, дониконовским книгам, ибо в новых книгах вера испорченная, еретическая; б., молиться должно только старым иконам; в., слово Иисус должно писать — Исус; г., в 8 члене Символа веры о Духе Святом должно прибавлять слово — истиннаго; д., почитать должно только восьмиконечный крест; е., во время крещения и венчания должно ходить посолонь; ж., крестное знамение должно совершать двумя перстами — указательным и средним; з., аллилуия должноо петь только дважды; и., литургию должно совершить на семи, а не на пяти просфорах; и., бороды и усов не брить, табаку не курить.
В январе 1666 года в Москве открыт был собор, на котором напечатанныя при Никоне книги признаны были правильными, а мнения раскольников были осуждены. В 1667 году снова состоялся собор, на котором решения собора 1666 года Были подтверждены, а протопоп Аввакум и Никита пустосвят — разстрижены и отлучены от церкви.
Раскольники не подчинились соборным определениям и упорно продолжали отстаивать свои суеверия. Они в некоторых местах произвели даже возмущения, напр., в Соловецком монастыре (1666—1676 гг.) и Москве. В Москве, раскольники, пользуясь малолетством Петра и болезнию Иоанна, хотели захватить в свои руки верховную власть. Здесь они густою толпою вошли в Кремль, разставили на площади свои аналои, положили на них Крест, Евангелие и старыя иконы, зажгли перед ними свечи и послали к патриарху сказать, что стрельцы всех полков требуют спора о вере на Лобном месте. Патриарх Иоаким сказал, что он готов вступить в прения о вере, но только не на лобном месте, а на соборе. Вскоре в грановитой палате открыт был собор, на котором, кроме патриарха, было 8 митрополитов, несколько епископов и множество архимандритов и игуменов. Патриарх представил раскольникам очевидныя доказательства их заблуждения, но они им не вняли и отвечали криками, шумом. Особенно выделялся Никита Пустосвят. Он кричал: «Аз един искуснее в божественных писаниях, нежели все архиереи»! В довершение всего, Никита бросился на холмогорскаго епископа Афанасия и начал бить его. Выходя из палаты, раскольники громко кричали: «по-бедихом, победихом!» Затем раскольники, с своими аналоями, остановились на лобном месте и, подняв вверх руки, кричали: «победихом! Тако слагайте персты!… Мы всех архиереев препрехом и посрамихом!… Тако творите!…» На другой день мятежники были наказаны.
Отделившись от церкви, раскольники вскоре раздробились на многие толки, из которых главнейшими были — поповщина и без-поповщина. Поповцы признавали необходимым иметь священников и принимали к себя беглых православных иереев, отрекшихся от православной церкви. Безпоповцы утверждали, что на земле настало царство антихриста, что православное священство погибло и благодать хиротонии переселилась на небо. Они не имели у себя священников, а богослужения и некоторыя из таинств у них совершали старцы из мирян. Основатель безпоповцев — чернец Капитон1. Как поповцы, так и безпоповцы впоследствии разделились на множество частных толков.
Вот перечень некоторых из них. Поповцы разделились на следующия секты: аввакумовцы, учившие, что «святая Троица разсекается на три равныя естества и источник, божества течет тремя ручьями; что Христос соцарствует св. Троице, но есть особенный Бог; что душа человеческая есть что-то телесное, плотовидное.» Они одобряют самосожигательство. Досифеевцы, утверждавшие что Бог одно лице и что для спасения достаточно исповедаться однажды в жизни. — Ветковцы, отличавшиеся большим благоразумием. Они отвергали самосожигательство, принимали иконы писанныя не их единомышленниками, сообщались с православными в пище и питии. Переходивших к ним православных ветковцы то мазали миром, то перекрещивали. — Диаконовцы отвергали незаконное миро, сваренное ветковским Феодосием; каждение диаконовцы совершали в два взмаха — раз прямо и другой — поперег, вследствие чего диаконовцев называют еще новокадильниками. — Перемазанцы появились в 1777 г. на Рогожском кладбище. Они утверждали, что переходящих в раскол православных священников должно «поновлять» и для того помазывать миром. Миро они сварили из благовонных мастей и трав в самоваре, при чем беглый священник Василий читал архиерейския молитвы, а мещанин Федор Михайлов в стихаре мешал вариво. — Чернобыльцы получили свое название от местечка Чернобыль, в Польше, откуда произошел толк. Основатель этаго толка крестьянин Иларион Петров. Чернобыльцы утверждали, что не должно давать присяги, ибо она запрещена писанием — «не клятися всяко…. буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни;» не должно поступать в военную службу, ибо там должно брить бороду; не должно иметь паспортов, так как на них печать антихриста; нужно верить, что скоро будет конец мира и проч. — Сусловцы — не признавали правильными священников, посвященных малороссийскими архиереями. Основатель этой секты купец Федор Суслов.
У безпоповцев образовались следующие толки: Поморцы (Даниловцы) утверждают, что антихрист уже пришел на землю и мысленно царствует в русской церкви со времен Никона и истребил в ней таинства и священство; с православными не должно ни пить, ни есть; на кресте не должно писать «I. Н. Ц. I.» а должно изображать: «Царь славы, I. Христос, Сын Божий и проч.» Основателем этой секты был беглый дьячок Даниил Викулов. — Федосеевцы отличались сильною ненавистью к православным; они утверждали, что пищу, покупаемую на рынках, как нечистую, должно очищать молитвою, поклонами; брачную жизнь они считали осквернением, утверждали что не должно молиться за царя и поклоняться нестарым иконам. Основатель этой секты — беглый дьячок Феодосий. — Спасовое согласие (Нетовщина). Приверженцы этой секты отвергали брак и евхаристию и запрещали перекрещивать обращавшихся к ним. «Нетовщиною» это общество названо потому, что оно утверждало, что уже нет на земле святыни, а «Спасовым согласием» — потому, что вследствие оскудения святыни на земле остается только прибегать к Спасу — пусть Он спасает как знает. Основатель этой секты — безграмотный мужик Косма. — Стефановщина основана диаконом Стефаном, отвергавшим таинство брака и учившим, что рожденных детей должно бросать в лес на съедение птицам и зверям. — Христовщина названа так потому, что один мужик из этой секты выдает себя за Христа и принимает поклонение, а другие 12 изображают из себя апостолов. — Перекрещенцы — считали необходимым всякаго вступающаго в их общество перекрещивать. Самокрещенцы крестили себя сами в реке, или дождевой воде. Основатель этой секты мужик Роман. Один старик из этой секты, Павел, сделал из прутьев корзинку, обмазал ее глиною и смолою и, накопив дождевой воды, искупался в ней. Он утверждал, что это крещение самое настоящее и хотел доказать это чудом, согласившись выпить яду. Ему дали водки и он свалился с ног (Очер. Ист. Р. Ц. Лаврова Стр. 283). Филиповцы — последователи Новгородскаго стрельца Филиппа, утверждавшего, что за царя молиться не должно, не должно поклоняться чужим иконам, что самосожжение и голодная смерть есть мученичество за веру. Филипп сжег как себя, так многих и из своих последователей. — Пастухово согласие запрещало ходить своим последователям по каменным мостовым, как изобретенным во времена антихриста, брать в руки деньги и паспорта, как отмеченные печатью антихриста. — Бегуны (сапелочники) утверждали, что антихрист уже видимо царствует на земле и печатию его служить повиновение законным властям, вследствие этаго они запрещали повиноваться законам и властям. Они бегали с места на место по пустыням, лесам, селам и городам, от чего и получили название «бегунов». Бегуны смотрят на других раскольников как на еретиков, ибо они повинуются властям. Основатель «бегунов» бродяга крестьянин Евфимий. Брак бегуны считают прелюбодеянием. Одни из бегунов, следуя словам писания «се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни» — скитаются по пустыням; другие же основываясь на Евангельском изречении: «аще гонят вы во граде сем, бегайте в другой» — ходят по городам и селам. — Разиновщинцы, собираясь в великий четверг в церковь стоять там разиня рот в ожидании, что их невидимо причастят сами ангелы. Основатель этой секты мужик Онисим. Подрешетники причащаются изюмом, который выносит в решете из подполья одна из девиц. Раздавая изюм, девица произносит: «всех вас да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, ныне и присно и во веки веков». — Потемщинцы утверждают, что молиться должно только в потьмах.
Вот до каких несообразностей дошли темные раскольники, руководимые слепыми, или злонамеренными пастырями. Не смеяться надо над этим темным стадом, но жалеть его. Нам просвещенным людям, надо стараться подать им искреннюю, добросердечную, христиански братскую помощь. Ведь это братья наши! Дети одного великаго русскаго государства! Как правительство, так и духовенство всеми силами старалось и старается вразумить раскольников и старания эти, как видно, не остались безуспешными. Многия десятки тысяч возвращены снова в лоно православной церкви. Раскол слабеет. Лучшие его представители сознают, его несостоятельность и мало-по-малу отрешаются его. Открытыя во многих местах собеседования с раскольниками приносят много пользы. На этих собеседованиях старообрядцы во очию убеждаются в неправоте своих мнений. Если кто раскол поддерживает, так это те люди, которые находят выгоду в этом. Будем молить Бога, чтобы все сыны русскаго государства были также и сынами православной, кафолической, греко-российской церкви.