В седмицу 5-ю Великого поста в Никольском храме села Старая Андреевка совершались следующие уставные богослужения. В среду 25 Марта утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Также прочитывалось житие святой Марии Египетской, поэтому таковому служению дано название «Мариино стояние.» Прихожане храма с усердием взывали ко Господу покаянными словами канона: «Помилуй мя Боже, помилуй мя».
В четверг 26 Марта совершена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верующие причащались Святых Христовых Таин, во исцеление души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Краткое житие преподобной Марии Египетской.
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
О терпении.
(Слово преподобного отца нашего Палладия о подвизе. Прол. Мар. 14)
Господь говорит: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21:19) и в другом месте: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10:22). Из этих слов Спасителя открывается, что путь на небо есть путь скорбный и должен быть пройден с терпением. Но вот вопрос: будет ли награда за терпение? Есть ли смысл терпеть? И какая цель терпеть до конца?
Преподобный отец наш Палладий собравшуюся к нему братию однажды учил так: «Будем подвизаться, чтобы великими благами во веки наслаждаться. Смотрите на мучеников, смотрите на постников, как они до конца терпели и как мужественно подвизались, и как за то увенчаны были от Господа. Как не удивляться всегдашнему их терпению? Оно было выше, кажется, сил человеческих! У иных были очи избодены, у иных руки и ноги отрублены, другие сожжены огнем, некоторые потоплены в морях, другие в реках смерть приняли; некоторые были лишены жизни, как злодеи, иные были отданы на растерзание зверям. И все это они претерпели, прославляя Бога. И чем более вооружался против них дьявол, тем более они своим мужеством посрамляли его. И надежда их на то, что за их страдания наградит их Бог, оказалась не тща. Их страдания не были забыты Богом и были похвалены на Небесах и прославлены на земли. И Источник чудес – Бог дал им власть отверзать очи слепым, очищать прокаженных, изгонять бесов и исцелять болезни. Он отверз им небесные двери и ввел их в вечную жизнь и в горний Иерусалим, где вечное веселие».
Итак, есть награда за терпение, есть смысл ради Господа терпеть и есть цель и терпеть до конца, потому что терпеливцы, слезами сеющие, радостью пожнут. За что и что пожнут? За смерть пожнут вечную жизнь; за скорби нескончаемую радость, за мрак темницы неизреченный свет в невечернем дни Царствия Христова, за страдания получат венцы, за узы вечную свободу. Так про этих терпеливцев Тайновидец говорит: и увидел я великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и народов… в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… И я спросил: Кто сии? И получил ответ: это те, которые пришли от великой скорби: они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них… и отрет всякую слезу от очей их (Апок. 7:9-17). Так вот какова награда за терпение!
Ввиду этого и будем, братие, терпеть все и терпеть непременно до конца; ибо сказано: не претерпевший сколько-нибудь, а претерпевший до конца, только тот спасен будет. Аминь.