Праздник Воздвижения – разговор о непобедимости ада.

В день Воздвижения Креста Господня, в Никольском храме села Неверкино Неверкинского благочиния, были отслужены всенощное бдение и Божественная литургия. В этот день весь православный мир покланяется Распятому Спасителю, воспоминая Его Искупительные Страдания!  

Иногда нам кажется, что все то, для чего пришел Спаситель, не сбывается, и мы запугиваем себя искушениями и тяготами. Почему мы не должны бояться дьявола и в чем рецепт бесстрашия проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
В название сегодняшнего праздника часто добавляют слово «всемирное». Всемирное Воздвижение Креста Господня. И это очень важное добавление. Церковь говорит нам о том, что дело происходит не только в Иерусалиме. И не только там возвышается Господень Крест. И не только годовщина исторического события сегодня празднуется. Самое существенное, что относится к смыслу этого праздника, — это разговор о глупости и победимости ада.

Мы так привыкли себя запугивать: искушения, тяготы, сложности, неприятности. Ясно, что половину из этого можно с легкостью отбросить, потому что за этим стоит главным образом нытье и саможаление. Но есть и действительные проблемы, есть и действительные искушения и тяготы.

И праздник сегодняшний ободряет нас. Говорит о том, что аду не удается человека обмануть. Не удастся сначала обмануть Богочеловека Христа, а вслед за Ним он утрачивает и абсолютность своей власти над человеком обычным, земным.

Простой детский символ — перечеркнутые линии. Человеческий лепет на заре цивилизации. Дьявол пытается вдохнуть в этот знак абсолютно несвойственный ему смысл. Из чего-то доброго, простого и ясного — сделать орудие убийства. Но это всегдашнее бесовское желание гибели, разрыва, конца ослепило и самого сатану. Он пытался Крест Христов сделать крестом, поставленным на человеческой истории. И более того: пытался поставить крест на Боге. И оказался посрамлен.

Фото: spbda.ru

Иногда нам кажется, что все то, для чего пришел Спаситель, не сбывается. Спаситель пришел, чтобы человек стал лучше, а человек становится хуже. Спаситель пришел, чтобы человек был правдив, но человек постоянно совершенствуется в искусстве вранья. Спаситель пришел, чтобы человек мог увидеть Небо, но человек уже не способен и земли видеть под собой, а сосредоточен только на себе.

Так-то это так, но не до конца. Человек способен к родству с Богом и желает этого родства. Он хочет Богу быть родным. Но очень часто не знает, как ему быть родным. Мучается и мятется его душа, когда Христос не рядом, когда он сам себя ставит вне спасительного Христова чертога. Человек понимает: что-то не так. Есть слава, есть ум, есть деньги, есть дети, а Бога — нет. И несчастлив человек. Многого из перечисленного может не быть. Но есть Бог. И человек счастлив.

Дьявол — родоначальник не только какой-то страшной силы, которая способна нас загубить. Он еще родоначальник несусветной глупости, непонимания человека; он мыслит о себе как о чем-то очень важном, величается и надувается. И, как всякий надутый пузырь, лопается, прикасаясь к острию Креста Христова.

А Крест Христов возвращается к тому образу, из которого он возник: детской радости человечества о том, что добро все равно всегда мудрее, умнее и сильнее.

Для дьявола было бы идеально, если бы Спаситель навсегда оставался во аде, сойдя туда в Великую Субботу. В ослеплении своем он думал, что так и будет. Вот только ничего у него не вышло. Немощен, бессмыслен, слаб сатана. Мы его боимся лишь потому, что разрешаем себе его бояться. Но у нас есть простой рецепт бесстрашия, данный Спасителем: ходите во свете[1]. Потому что когда вы ходите во тьме, вы спотыкаетесь. А ходящий во свете никогда не споткнется.

И все то, что было чудовищным и страшным в ночи греховного омрачения, становится бессмысленным, достойным осмеяния при свете Христова дня. Мы не должны бояться сатаны, потому что когда мы боимся искушений и воздействий дьявола, мы себя открываем для него и этих воздействий. С нами Спаситель. Спасителя нет на кресте. И в этом наша победа и наше упование. Спасителя нет на кресте, и значит, дьявол не имеет над нами никакой власти, кроме той, которую мы ему дадим. И значит, даже наше очень слабое и искаженное христианство оправдано и нужно Богу.

Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *